Содержание:

Центр Москвы в границах Садового кольца полон достопримечательностей. Площади, улицы и переулки хранят память о событиях прошлых веков. Здесь что ни дом - то памятник архитектуры или место, где жили поэты, писатели, артисты, военные или научные деятели.

Гагаринский переулок - яркий пример такого места. В доме № 2 какое-то время жил Александр Сергеевич Пушкин у своего друга мецената Нащокина. А Фёдор Михайлович Достоевский бывал на вечерах Лопатиных в доме № 15. Исполнитель роли Штирлица - Вячеслав Васильевич Тихонов жил в доме №6. В подвале дома №14 в литературном кружке читали свои произведения Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин. В этом же доме жил Олег Ефремов - актёр, режиссёр и один из основателей театра «Современник». А ещё здесь посчастливилось жить и мне и я хочу поделиться некоторыми фактами о доме №14 по Гагаринскому переулку.Дом №14/5 на углу Гагаринского и Староконюшенного переулков

Гагаринский переулок (бывшая ул. Рылеева) дом № 14/5

Дом №14/5 по Гагаринскому переулку

Дом №14/5 расположен на пересечении Гагаринского и Староконюшенного переулков. Название «Гагаринский» происходит отнюдь не от фамилии первого космонавта, а «Староконюшенный» действительно появилось из-за находившихся здесь конюшен.

Дом по адресу Староконюшенный переулок, 5/14

Староконюшенный переулок

В 17 веке здесь располагалась Старая Конюшенная Слобода, где жили дворцовые конюхи.

Слобода - так называлось поселение во времена крепостного права, где жили свободные крестьяне, т. е. вышедшие из крепостной зависимости.

Нынешний переулок был в то время главной улицей Конюшенной Слободы и назывался Старая Конюшенная улица или Долгий переулок из-за большой протяжённости более чем 700 метров. Позже, переулок стали называть Староконюшенный.

Гагаринский переулок

В конце 17 века в районе Староконюшенного и Мёртвого (в наше время Пречистенский) переулков располагалась усадьба крупного землевладельца князя Гагарина. Поэтому переулок и получил название - Гагаринский. Позднее, в 19 веке усадьбу князя разделили на участки и распродали. В наши дни, одним из свидетельств, что здесь когда-то жил князь Гагарин, является дом 25, который входил в состав усадьбы.

В 1962 году Гагаринский переулок переименовали в улицу Рылеева, одного из руководителей восстания декабристов К.Ф. Рылеева, который часто бывал здесь в доме номер 15.

В 1993 году улицу Рылеева переименовали обратно в Гагаринский переулок. Но вернёмся к дому №14. Это бывший доходный дом с шестью этажами и четырьмя подъездами, над которыми нанесена надпись римскими цифрами - МСМХIV, означающая год постройки дома - 1914.

Доходный дом - жилой многоквартирный дом, используемый для сдачи квартир в аренду.

Дом на углу Гагаринского и Староконюшенного переулков

Заказчиком строительства дома был купец второй гильдии Иван Михайлович Коровин.

О купеческих гильдиях. После реформы 1775 года образовалось три купеческих гильдии, которые присваивались торговцам в зависимости от размера капитала. Звание купца второй гильдии давали торговцам с капиталом в 20000 рублей. Купцам второй гильдии разрешалось владеть фабриками, заводами и речными судами. А также они освобождались от телесных наказаний и рекрутской повинности.

В то время Коровин владел ещё несколькими доходными домами в Москве, некоторые сохранились и по сей день: ул. Петровка, д. 19 , стр.1Тверской бульвар, дом 9ул. Большая Никитская, дом 16Малый Власьевский пер., д. 12.

Архитектор дома №14 - Иван Гаврилович Кондратенко, один из самых востребованных зодчих Москвы в то время. Автор более 50 домов в Москве, среди которых есть памятники архитектуры. Вот некоторые из них:

К началу 20 века половину жилого фонда Москвы составляли доходные дома. Но после революции 1917 года ситуация резко изменилась. Недвижимость национализировали, а просторные отдельные квартиры переделали в коммунальные.

Коммунальные квартиры

Коммунальные квартиры или нечто похожее, существовали в России ещё до Октябрьской революции. Владельцы квартир разделяли жилплощадь даже не на комнаты, а на «углы» и сдавали в аренду жильцам. Кухня и ванная комната в такой квартире были общими.

После 1917 года советская власть занялась уплотнением: людей с окраин городов переселяли в центральные районы, где жителей было гораздо меньше. Определили норму проживания на одного человека - 9 м2. Если у владельца квартиры квадратных метров было больше, чем положено, то к нему подселяли жильцов. Впоследствии, частную собственность в городах отменили, бывших владельцев выселили из квартир, а некогда просторные квартиры переделали в коммуналки.

Наша коммуналка 

Наша коммуналка располагалась во втором подъезде на пятом этаже. В квартире было пять комнат: в двух комнатах жила наша семья, в остальных - соседи.
Потолки 3,8 метра, украшенные лепниной, на полу паркет. Большие окна с двойными рамами выходили на солнечную сторону, поэтому в комнатах было много света. На широком подоконнике из белого мрамора легко помещался 60-литровый аквариум с разноцветными стайками гуппи. А ещё там можно было удобно устроиться с книжкой и время от времени поглядывать, что происходит за окном.

В просторной кухне с узкими, высокими окнами, стояло несколько столов - у каждого жильца свой, две плиты и две раковины. Ещё была пара кладовок, где хранили банки с вареньем, компотами и солениями, а также дверь на чёрный ход. Массивная дверь с огромным шпингалетом, по виду способная выдержать ядерный взрыв, вела на лестницу к мусоропроводу. Спустившись по этой лестнице, можно было выйти во внутренний двор дома.

В коридоре между кухней и комнатами висел чёрный телефонный аппарат с длиннющим проводом, позволявшим свободно ходить по просторной кухне во время разговора. Здесь же стояла низенькая табуретка для любителей поболтать по телефону.

В доме было центральное отопление и горячая вода. Никаких газовых колонок, как у многих моих одноклассников, живших в ту пору в коммуналках, у нас не было. Раздельный санузел: туалет и просторная ванная комната с ванной и раковиной. Слышала, что в коммуналках существовали списки с графиками пользования санузлом, чтобы не было конфликтов по утрам, когда все собираются на работу или учёбу. У нас такого списка не было. Возможно, потому, что у нас было мало соседей.

Соседи

Соседи в нашей квартире периодически менялись, но были и такие, которые мне особенно запомнились. Это была женщина преклонных лет с ярко-рыжими волосами, окрашенными хной и супружеская пара театральных актёров.

Рыжая соседка

Женщина преклонных лет с рыжими волосами жила в своей комнате одна. У неё не было детей и близких родственников тоже. Худощавая, со злым, каким-то острым лицом, одевалась она всегда аккуратно в цвет своих огненных волос. Вела поблизости кружок вязания крючком, который находился рядом с музеем Пушкина в Хрущёвском переулке.

За глаза мы называли её «рыжей бабкой», потому что считали вредной. А она, наверное, думала, что мы шумные.
Её комната граничила с нашей, и стоило засмеяться при просмотре какой-нибудь комедии, сразу слышался стук в стенку, дескать: «Хватит шуметь!»
Или, во время моих ночных бесед в коридоре с подругой по телефону, открывалась дверь её комнаты, оттуда показывалась рыжая голова и шипела на меня, что я слишком долго и, главное, громко разговариваю.

Но несмотря на бесконечные стычки во время нашего соседства, вспоминаются и хорошие моменты. Я очень люблю Новый год и украшение ёлки для меня важное событие. Однажды, декабрьским вечером, соседка подошла ко мне на кухне и вручила коробку с несколькими ёлочными игрушками, переложенными ватой и серебристым дождиком. Этот неожиданный подарок вызвал у меня одновременно и радость, и удивление. Ну как можно что-то дарить человеку, который тебя раздражает? Пусть это старые, ненужные ёлочные украшения - можно же было просто выбросить их за ненадобностью, а она отдала мне. В общем, я поблагодарила за подарок и повесила игрушки ко всем остальным. Больше всех мне понравился мухомор на прищепке. Прошло несколько десятилетий, а он каждый год всё ещё красуется на нашей новогодней ёлке, напоминая о том декабрьском вечере и нашей рыжей соседке.

Старая советская ёлочная игрушка "Мухомор"

Дядя Юра

Ещё одну комнату в нашей коммуналке занимала супружеская пара театральных актёров. Это были Юрий Астафьев - актёр театра Ленком и его жена Лидия Константинова - актриса театра им. Вахтангова.
В то время, когда они жили вместе с нами в коммуналке, мне было года три, поэтому воспоминания о них у меня редкие, но яркие. Помню, что у них был сын Гоша, старше меня лет на семь. После того, как им дали квартиру и они съехали, остались старые Гошины игрушки - машинки вроде.

Юрия Григорьевича я называла дядей Юрой. Очень добрый и открытый человек, встречая меня в коридоре, радовался и пытался со мной пообщаться. Я пугалась этой его энергичности, замирала от страха и, боясь поднять глаза, смотрела куда-то в пол. Дядя Юра, в попытках добиться хоть какого-то внимания, ползал вокруг меня на коленках, приговаривая: «Ну Ир, ну скажи хоть что-нибудь, ну Ир»… А я, оцепеневшая, молчала, как партизан.

Ещё об одном эпизоде, связанном с дядей Юрой, рассказала мне мама, торжественно сообщив, что у нас в квартире бывал сам Николай Караченцов.
Это было в конце 70-х, тогда, Николай Петрович пришёл в гости к своему другу - Юрию Астафьеву. В то время у Караченцова были ярко-рыжие волосы, видимо выкрашенные для роли в фильме «Короли и капуста». Дядя Юра и Николай Петрович что-то обсуждали на кухне, когда туда вошла моя бабушка. Они поздоровались с ней, она ответила, а потом долго смотрела на Караченцова, которого не узнала из-за необычной причёски. А потом сказала: «Мне кажется, что я вас где-то видела». На что Николай Петрович с хитрецой ответил: «Может быть, может быть»...

Известные личности

Вообще, в нашем доме в разное время жили или просто бывали многие известные личности. Олег Николаевич Ефремов родился, вырос и провёл здесь юность. Его родители жили в такой же коммунальной квартире, что и мы, только в другом подъезде.

В начале двадцатого века, а именно в 20-х годах, здесь жил Пётр Никанорович Зайцев - друг писателя Андрея Белого и его доверенное лицо в издательской деятельности. Зайцев организовал здесь литературный кружок, в котором состояли и читали свои произведения: Михаил Булгаков, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак и многие другие писатели и поэты того времени.

Дом по адресу: Москва, Староконюшенный переулок, 5/14

С середины 90-х годов прошлого века коммуналки в нашем доме постепенно расселили. Мы разъехались по отдельным квартирам в спальных районах Москвы. А в бывшем доходном доме №14/5 по Гагаринскому переулку, теперь опять просторные отдельные квартиры для обеспеченных людей.

В наше время, коммунальные квартиры постепенно исчезают как вид. В Москве они пока ещё есть и в центре, и на окраинах города. Но больше всего коммунальных квартир в Санкт Петербурге. Местные жители даже устраивают экскурсии, чтобы показать туристам, что такое настоящая коммуналка. 

Ирина

Чтобы Сайт работал корректно, он использует файлы Cookies. Продолжая пользоваться Сайтом, Вы полностью соглашаетесь с Политикой конфиденциальности данного Сайта.