Жаловаться на проблемы вокруг нас, неубранный мусор, нерабочее освещение, разбитую дорогу, бездействие ответственных лиц не просто можно, а нужно. Это не зазорно, это никакой не донос или кляуза. Это обращение, цель которого указать на проблему, о которой службы, отвечающие за конкретный участок, могут просто не знать. И жалобы эти в большинстве случаев реально работают. Ведь не зря же для этих целей созданы специальные порталы и формы обратной связи для обращений граждан. Но как показала практика, далеко не все о них знают. Вот и решил поделиться своим опытом и рассказать, как можно сделать мир вокруг себя немного лучше.
Содержание:
Какие проблемы можно решить
Куда написать обращение
Куда жаловаться на бездействие
Личный опыт
Как правильно оформить обращение
Какие проблемы можно решить
Потухший фонарь, разбитая дорога, мусор на обочине, во дворе, подъезде, лифте, акты вандализма, незаконно возведённые конструкции, несанкционированная свалка мусора, неубранный снег, обледенение, незаконная деятельность, упавшее дерево, поломавшиеся конструкции, бездействие со стороны служащего госучреждения, администрации, представителя власти и т.д. Перечислять можно долго.
Кроме того, обращение можно написать и в качестве просьбы рассмотреть возможность улучшения условий жизни: оборудовать тротуар, установить освещение, дополнительную контейнерную площадку, обновить устаревшее оборудование и т.д. В этом случае, достичь результата будет сложнее, в силу того, что бюджет планируется заранее и, например, конкретный тротуар или новое освещение могло быть не включено в планы на текущий год. Но Ваше обращение, в любом случае, обратит внимание на проблему и не исключено, что в будущем пожелание учтут при планировании бюджета на следующие годы.
Если не получилось добиться результата с первого раза, не сдавайтесь, соберите больше фактов, аргументируйте, почему это надо обязательно сделать и поскорее. Попробуйте создать коллективное обращение, соберите подписи соседей. Как вариант, соседи могут составить отдельные заявки. Только подавать их тогда лучше в разное время или даже дни. Большее количество заявок, поверьте, хуже не сделают. Да и про проблему так сложнее будет забыть.
Куда жаловаться
Вообще, делать это лучше поэтапно, снизу вверх:
1. Большинство проблем решается вообще на уровне звонка (сообщением в мессенджер) в управляющую компанию, ЖЭК, ЖЭУ, обслуживающую организацию (электрокомпанию, водоканал и т.д.). Ещё раз акцентирую внимание на том, что представители администрации, управляющей компании и т.д. могут регулярно проверять состояние своего хозяйства. Но никто не застрахован от того, что можно что-то пропустить, не заметить, либо поломка может произойти через 5 минут после проверки. Конечно, где-то имеет место и халатность. В любом случае, своим сообщением мы помогаем вовремя обнаружить и устранить проблему. Никто нас за это точно не накажет. Напротив, каждое обращение получает персональную благодарность за неравнодушную позицию и активное участие в жизни района, дома и т.д.
2. В случае бездействия со стороны вышеупомянутых организаций, есть смысл направить обращение выше: в районную управу, администрацию (теротделения, сельского поселения, городского округа). Опишите проблему и обязательно сообщите о том, куда и когда ранее по данной проблеме обращались. Возможно, в тот момент проблема уже будет в работе и администрации понадобится всего-лишь уточнить детали. Если нет, то данная информация поможет администрации навести порядок и отладить работу на местах. Вам же в следующий раз, скорее всего, уже не придётся заходить так далеко и жаловаться в вышестоящие инстанции.
Чаще всего, уже на этом уровне решается подавляющее число проблем. Вряд ли, куда-то ещё придётся жаловаться.
3. Бывает так, что не очень понятно, куда по той или иной проблеме обратиться. Случаи бывают разные, нестандартные, в том числе. Тогда смело пишите на специально созданные для этих целей государственные порталы. В Москве и Подмосковье это: Наш город и Решаем проблемы вместе (ранее Добродел), соответственно. Ещё проще написать обращение на сервис Госуслуги. Решаем вместе, работающий по всей России. Действуют они по принципу одного окна, то есть, в одном месте можно пожаловаться, как, к примеру, на дорожную выбоину, так и попросить огородить детскую площадку забором. Обращение направят в соответствующее профильное ведомство, которое займётся решением проблемы непосредственно на месте. По результатам выполненных работ вам будет направлен ответ о проделанной работе, либо обоснование, почему в данный момент решить ту или иную проблему не предоставляется возможным.
Важно отметить, что для отправки электронных сообщений необходимо зарегистрироваться. Анонимные обращения не принимаются.
Если честно, в последнее время именно на эти порталы чаще всего и обращаюсь за решением проблем, даже довольно пустяковых, вроде выбоины на дороге или погасшем уличном освещении. Не говоря уж о решении более серьёзных проблем: ремонт/замена критически важного оборудования, установка дорожных знаков, светофоров, прокладка тротуаров и т.д.
4. Если вас не устроило качество оказания государственных и муниципальных услуг, можете оставить свой отзыв на сайте Ваш Контроль. Его увидят и посетители сайта, и ведомство, на которое вы напишете отзыв. Нас этот сервис несколько раз очень выручал. Самый яркий пример из личного опыта: в 2019 году при оформлении права собственности на недвижимость в Росреестре произошёл сбой, из-за чего сроки оказания услуги были сдвинуты почти на две недели. В результате у нас возник риск не успеть закрыть сделку до окончания аккредитива (пришлось бы продлевать, а это платная услуга). Негативный отзыв на сайте «Ваш Контроль» почти моментально обратил внимание ведомства на нашу ситуацию и проблема была решена в приоритетном порядке. Подробнее о том, как это работает, рассказано в инструкции на самом сервисе: Ссылка.
Куда пожаловаться на бездействие
5. В самом крайнем случае, если другие способы не работают, есть подозрения на бездействие или задача слишком сложная, то направляю жалобу через форму обращений от граждан на сайте Правительства России или на сайте Президента России. Естественно, с подробным изложением сути проблемы, фактов и списком обращений, которые написал по данной проблеме ранее и куда. По личному опыту скажу, что это не самый быстрый (в среднем, на решение проблемы отводится около 30 дней), но зато самый действенный способ решить проблему. Ведь обращение проходит через большее количество инстанций, в ряде случаев, министерств и администраций. А это большее количество людей, работающих над решением проблемы, повышенный контроль за выполнением.
И, всё же, подавляющее большинство проблем удаётся решить первыми способами. К этому варианту прибегаю крайне редко.
Личный опыт
Вообще, побудила написать эту статью история с неочищенной от снега дорогой в одной подмосковной деревне. В прошлом году приятель, живущий на этой улице, уверенно заявил: «Да эта проблема тянется годами, каждую зиму одно и то же, никому до нас нет дела». На мой вопрос: «Писал ли куда-нибудь обращение?», последовал ответ: «А куда? Да и бесполезно это». Тем не менее, всего одно сообщение на портал «Решаем проблемы вместе (бывший Добродел)» и результат: дорога очищена, обработана средствами от гололёда. Выяснилось, что по причине того, что эта улица тупиковая, а поворот на неё неявный, рабочие на снегоуборочной технике её не замечали, проезжая мимо. В результате, с подрядчиком, выполняющим работы, была проведена профилактическая беседа и установлен усиленный контроль за последующим выполнением работ. Этой зимой, после очередного снегопада приятель написал мне: «Теперь снег чистят всю зиму, как по часам. Не верил, но это работает. Спасибо».
Или вот ещё несколько историй из недавнего личного опыта. Они чуть посложнее.
- Есть у нас в деревне улочка. Сквозная, проходит через густонаселённый жилой сектор, параллельно основной автомобильной дороге. Дети здесь катаются на велосипедах, тут нет тротуара, и от одного дома до другого можно дойти только по этой улочке. Сама дорога неширокая, двум машинам не разъехаться. Когда на основном шоссе случается пробка, наша улица из тихого, умиротворённого захолустья превращается в полноценную автомобильную дорогу. Случается это не часто, поэтому всегда с пониманием относились к проблеме желающих поскорей добраться до дома. Пока одним тёплым летним воскресеньем не встала она в глухой пробке с аварией, полностью парализовавшей нормальное течение жизни для местных жителей. Добраться до дома на машине стало просто невозможно. В итоге, составил коллективное обращение на Добродел с подписями местных жителей. В обращении попросил рассмотреть возможность признания нашей улицы частью жилой зоны и установить автомобильные знаки: 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Честно, ни на какое чудо не надеялся, но попробовать стоило. Результат удивил даже меня. Вопрос был направлен на изучение комиссией по «Безопасности дорожного движения» совместно с ГИБДД и другими заинтересованными организациями. И, согласно протоколу заседания комиссии было вынесено решение: Целесообразно. Результат: спустя всего два месяца с момента написания обращения, на нашей улице уже красовались знаки «Жилая зона» и «Конец жилой зоны», отдающие приоритет пешеходам и накладывающие серьёзные ограничения для автомобилистов, в том числе, запрет на сквозной проезд без остановки с заглушенным двигателем.
- Много гуляем с собакой. И один из маршрутов проходит мимо небольшого сетевого магазина формата «у дома». По вечерам за ним собираются сомнительные компании, употребляющие горячительные напитки, в нём же и купленные. Результат посиделок - всегда горы мусора и пустых бутылок. Местные жители рассказывали, что проблема существует годами. Магазин располагается в арендованном помещении, с хозяином которого связаться не удаётся. Когда в очередной раз возле магазина наросла внушительная куча мусора, написал в администрацию городского округа обращение с просьбой помочь убрать территорию, поскольку самостоятельно это сделать не смогу физически. Уборка была произведена довольно быстро. Ответ пришёл чуть позже. Из него узнал, что моё обращение было направлено на рассмотрение главному эксперту отдела управления развития потребительского рынка и услуг. В итоге, помимо уборки было проведено выездное обследование и профилактическая беседа на предмет недопущения нарушения законодательства в сфере благоустройства. Меня же поблагодарили за то, что обратил внимание на проблему. Прошло уже достаточное количество времени, чтобы сделать первые выводы: за магазином теперь всегда порядок, чисто и ухожено, но главное, там перестали собираться сомнительные компании. То есть, стало ещё и безопаснее.
- Ну, историю о том, как оплату за электроэнергию в нашем доме, находящемся в сельском поселении, почему-то вдруг перевели на городской тариф, и как с этим боролся, рассказывал здесь: Как переводил электричество на сельский тариф.
Как оформить обращение
Чтобы онлайн обращение прошло модерацию и его приняли с первого раза, нужно:
- Зарегистрироваться и предоставить о себе достоверную информацию, в том числе, контакты, на которые придёт ответ. На государственных порталах чаще всего можно войти, используя аккаунт Госуслуг;
- Максимально подробно описать ситуацию, указав точный адрес проблемы, координаты на карте. Не пишите никаких обвинений, эмоций, предположений и лишней информации. Постарайтесь изложить только факты. Естественно, нужно понимать, что таким образом решаются не личные проблемы вроде «покосился частный дом», а те, которые находятся в ведомстве муниципальных служб, администрации, других людей, короче, те проблемы, решение которых зависит от других людей.
- Прикрепить фотографии. Делать их лучше с привязкой к местности, на фоне какого-нибудь узнаваемого стационарного объекта (дерева, столба, забора, панорамы улицы и т.д.), по которому проблемное место будет проще найти.
- В одном сообщение указывайте только одну проблему. Если их несколько, то лучше оформить несколько заявок. Обязательно придерживайтесь принципа «Одна проблема - одно сообщение». Иначе жалоба почти гарантировано не пройдёт модерацию.
- И главное, будьте уверены в том, что ваша жалоба, обращение, идея, призванная улучшить жизнь вокруг себя, с большой долей вероятности, найдёт отклик. Ведь вся эта обратная связь, государственные порталы по решению проблем для того и созданы, чтобы облегчить коммуникацию между населением и тем, кто возникшую проблему поможет решить!
Автор: Алексей
Comments powered by CComment