Можно ли арендовать машину в Турции? Конечно, можно. Сделать это довольно просто, правила проката понятные, цена аренды авто вполне доступная. Кроме того, в Турции отличные дороги, читаемая разметка, информативные знаки. Наконец, это ведь способ ещё ближе познакомиться со страной, её колоритом, уникальной природой и достопримечательностями. Но и нужно понимать, что любая аренда авто (Турция не исключение) таит в себе некоторые особенности, нюансы, о которых лучше знать. Вот обо всём этом и поговорим дальше.
Содержание:
Аренда авто в Турции | Кратко
Какие документы понадобятся?
Возраст водителя
Где лучше арендовать авто?
Сколько стоит аренда авто в Турции?
Страховка
Оплата аренды
- Что включает в себя?
- Способы оплаты
Какую машину взять в прокат?
Осмотр машины перед прокатом
Что ещё нужно знать
Аренда авто в Турции | Кратко
1. Что потребуется для проката авто?
Чтобы арендовать машину в Турции, нужно иметь при себе: деньги (банковскую карту, наличные), действующий загранпаспорт, национальное водительское удостоверение, в редких случаях международное водительское удостоверение. Подробнее►
2. Возраст и стаж водителя
Как правило, в Турции получить машину в прокат может водитель старше 21 года со стажем вождения не менее 1 года. Но бывают и исключения. Подробнее►
3. Где можно арендовать авто?
В Турции представлен большой выбор, как местных, так и крупных международных прокатных компаний. Взять машину напрокат можно и в аэропорту/морском порту по прибытии, и на самом курорте рядом с отелем, и на стойке регистрации в отеле. Забронировать автомобиль можно и заранее через интернет. Каждый способ имеет свои плюсы и минусы, о чём подробно поговорили здесь►
И ещё. Прокат авто в Турции хорошо развит, здесь много прокатных компаний, но нужно понимать, что в сезон может наблюдаться дефицит определённых моделей.
4. Сколько стоит аренда машины в Турции?
Цена проката будет сильно зависеть от того, какой конкретно автомобиль хотим забронировать (класс авто, комплектация), в какое время года, на какой срок, с какой страховкой и т.д. К примеру, в летние месяцы аренда обойдётся дороже, чем в не сезон. Чем на больший срок берётся машина, тем дешевле будут стоить сутки проката, ну и так далее. Поэтому ориентироваться лучше не на абстрактные цифры из рекламных объявлений, а на актуальную в данный момент стоимость, учитывающую условия аренды и личные пожелания. В первую очередь цены изучаем в местных компаниях, т.к. именно они отражают среднерыночную стоимость. Где их посмотреть? К примеру, тут:
Подробнее этот вопрос обсудили здесь►
5. Страховка
Аренда автомобиля в Турции обязательно должна быть застрахована. А вот по самой страховке возможны варианты. Она может быть, как полной, так и не учитывать некоторые риски (к примеру, повреждение колёс и стёкол), оформляться с франшизой или без неё. Всё это, естественно, отражается на конечной стоимости аренды. Экономить на страховке категорически не рекомендую. От происшествий никто не застрахован, а решать на отдыхе проблемы своими силами и за свой счёт, уверен, никому не захочется. Подробнее►
6. Оплата аренды
Во многих прокатных компаниях Турции за аренду автомобиля можно расплатиться как банковской картой, так и наличными. Это актуально в условиях, когда большинство российских банковских карт за рубежом не работает. Какие-то компании принимают российские карты для внесения предоплаты, какие-то допускают внесение депозита наличными. Кто-то принимает только кредитные карты, кто-то и дебетовые. Варианты есть, многие прокатные компании идут навстречу российским туристам. Подробнее►
7. Какую машину лучше арендовать?
Это вопрос вкуса, личных навыков и предпочтений. Малолитражка экономична, на ней легче парковаться в городах, но передвигаться на такой машине по горным дорогам или в составе трёх или более человек будет уже не так комфортно. Арендовать авто с бензиновым двигателем в Турции чуть дешевле, чем на дизеле, но дизельные двигатели более экономичные. Ездить на автомобиле с автоматической коробкой передач комфортнее, чем на механике, но аренда такой машины в Турции обойдётся примерно в полтора раза дороже, чем с механической коробкой. Для плохих дорог лучше подойдёт внедорожник. Но далеко не всякая страховка разрешает выезд за пределы оборудованных дорог, даже на внедорожнике. Более подробно об этом можно почитать здесь►
8. Осмотр авто перед арендой
Перед подписанием договора аренды необходимо внимательно осмотреть автомобиль снаружи и внутри на предмет повреждений (царапин, вмятин, отсутствия деталей и т.д.), на наличие заявленных опций и работоспособность основных узлов (фары, поворотники, рулевое управление, тормоза, датчики и т.д.). Все недочёты обязательно вносите в договор, фотографируйте. Даже, если страховка полная, а представитель компании утверждает, что обо всех повреждениях им известно. Слова словами, но только договор имеет юридическую силу. Подробнее►
9. Что ещё стоит знать
- Дороги в Турции хорошие, разметка, знаки читаемые и понятные. Естественно, нужно быть внимательным, соблюдать ПДД, проявлять осторожность при вождении, к примеру, на горных дорогах, немного придётся привыкнуть к манере вождения местных жителей. Но вот каких-то особенных причин не арендовать машину в Турции не назову. Напротив, это отличный способ познакомиться с уникальными достопримечательностями, насладиться природой, увидеть другие города, деревни, прочувствовать весь колорит.
- Дорожные знаки в Турции стандартные. Но есть и некоторые исключения. К примеру, знак DUR. По сути, это тот же STOP, та же форма, то же требование: Движение без остановки запрещено.
- Заправки. На крупных автомагистралях их больше, в горах и на второстепенных дорогах меньше. Для расчёта принимаются, как банковские карты, так и наличные (в основном, турецкие лиры). Объясниться с персоналом всегда можно при помощи смартфона или листочка бумаги, написав нужный вид топлива и его количество (либо, на какую сумму). Вас всегда постараются понять.
- Парковки. В крупных городах бесплатно припарковаться можно, в основном, у городских парков и крупных супермаркетов. Ну тут не всегда получится найти свободные места. Проще оставить машину на платной парковке. Их много и шансы припарковать машину куда выше. Первые 15 минут на платной парковке бесплатны.
- Правила и штрафы. Штрафы за нарушение ПДД в Турции довольно суровые. Превышение скорости чаще всего фиксируется комплексами видеофиксации. Полицейские строгие, но за некоторые нарушения могут ограничиться предупреждением. Злоупотреблять этим не стоит. Пытаться решить вопрос без квитанции категорически не рекомендую, это только усугубит положение. Увидели, что местный житель нарушает правила, превышает скорость, разворачивается через сплошную, НЕ ПОВТОРЯЙТЕ! Соблюдайте правила и всё будет хорошо.
Далее всё то же самое, но более развёрнуто.
Аренда авто в Турции | Подробно
Какие документы понадобятся?
Для того, чтобы в Турции взять машину в аренду, потребуются:
- Действующий загранпаспорт;
- Водительское удостоверение. В Турции признаются российские права, в которых вся информация продублирована латиницей, и при условии пребывания в стране не более 90 дней;
- Международное водительское удостоверение (МВУ), если в национальных правах информация (вся или частично) не продублирована латиницей или для более длительного пребывания в стране (МВУ потребуется для получения турецкого водительского удостоверения). Важно! Международное водительское удостоверение действует только при предъявлении вместе с национальными правами;
Турция и Россия являются участниками Венской конвенции о дорожном движении, поэтому признают национальные водительские удостоверения друг друга. Но практика аренды авто в Турции и многочисленные отзывы туристов говорят о том, что некоторые прокатные компании, особенно в нетуристических районах, для оформления договора легко могут потребовать предоставить водительское удостоверение международного образца. С такими ситуациями я сталкивался и в Греции, поэтому, давно для себя решил, что на всякий случай в путешествие лучше брать международные права. Получить их несложно, а от потенциальных проблем это может избавить.
Возраст водителя
В разных компаниях требования к минимальному возрасту водителя могут немного отличаться. Но в среднем, арендовать машину в Турции может любой желающий старше 21-22 лет, имеющий стаж вождения не менее 1-2 лет. В любом случае, перед арендой авто лучше уточнять условия понравившейся прокатной фирмы.
Где лучше арендовать машину
В Турции арендовать машину можно и в аэропорту, и прямо на курорте рядом с местом отдыха, и на ресепшн отеля, и через гида. Можно заказать автомобиль и заранее, через интернет, чтобы на месте уже не забивать этим голову. Осталось разобрать, какой из этих способов самый оптимальный и безопасный.
Аренда машины на месте
Хорош этот способ своей доступностью. Ну, то есть, захотелось поездить по достопримечательностям Турции самостоятельно, без толп туристов и зависимости от туристического автобуса, пошёл в ближайшую прокатную компанию и взял машину напрокат. Хочется лежать на пляже и просто отдыхать, значит не придётся тратить деньги на аренду. Ещё одним плюсом является возможность сразу увидеть автомобиль, который будем арендовать.
Удобно, но такая аренда может таить в себе и определённые риски. Лично у нас на отдыхе мозг уже работает не в полную силу. Солнце, море, отсутствие забот. И в этот момент нужно постараться с ходу изучить правила незнакомой прокатной компании, понять все условия, разобраться в страховке, в идеале найти отзывы об этой фирме, почитать опыт аренды других клиентов. Сидя в офисе, поверьте, уже не будет, ни времени, ни желания всё это изучать. Проверял много раз, в итоге это получается аренда на авось.
Стоимость авто, взятого напрокат в офисе, будет выше, чем при онлайн-бронировании. Как минимум, из-за того, что в цену будут включены такие издержки, как: аренда офиса с парковкой на курорте, зарплата сотрудникам.
Не факт, что в день аренды получится найти именно ту машину, которую хотелось бы арендовать, нужной модели, комплектации, да ещё и по адекватной цене, особенно в высокий сезон.
Через гида или на стойке отеля
Такой способ найти авто на время отдыха в Турции может похвастаться всеми недостатками предыдущего метода, с той лишь разницей, что такая аренда будет стоить ещё дороже, потому что в цепочке прокатная компания-клиент появляется посредник. Захочет ли он тоже немного подзаработать? Почти наверняка, да. В дополнительные минусы можно записать ещё и тот факт, что мы до последнего не увидим автомобиль, который будем арендовать.
Аренда авто через интернет
Это удобнее, не нужно тратить время, ходить по разным офисам и сравнивать предложения. В интернете основной выбор прокатных фирм Турции, по сути, будет перед глазами. Так больше времени и возможностей внимательно изучить условия и правила той или иной компании, цены, сравнить их с другими вариантами. Также будет время спокойно почитать отзывы о понравившейся компании и даже задать вопрос представителю фирмы посредством обратной связи. Если это делать заранее, то можно посомневаться, отложить выбор на завтра, найти дополнительную информацию на других ресурсах, в общем, сделать более взвешенный выбор. А если речь идёт о раннем бронировании, то и выбор машин будет больше, и цена, скорее всего, ниже, чем на месте.
Основной минус онлайн-бронирования - вряд ли получится заранее увидеть машину, которую планируем взять напрокат.
Сколько стоит аренда машины в Турции
Вообще, называть конкретные цифры или указывать какие-то абстрактные ценовые диапазоны немного неправильно. Ведь цена проката может зависеть от разных факторов:
- Сезонности. Во время туристического сезона цены будут заметно выше, чем, скажем, поздней осенью.
- Срока аренды. Чем на больший срок берётся автомобиль напрокат, тем дешевле будет суточная стоимость. Самая дорогая аренда (в пересчёте на одни сутки), как правило, выходит, если берёшь машину на 1-2 дня.
- Ограничения на пробег. В Турции стандартная аренда автомобиля во многих компаниях может включать в себя ограничение по пробегу (в среднем, не более 200-250 км в сутки). По личному опыту, на отдыхе чаще всего больше и не надо. Если же планируются более длительные путешествия на авто, то в большинстве компаний это ограничение можно снять, либо вообще найти фирму, в которой его нет, но такая аренда, скорее всего, обойдётся дороже.
- Типа страховки. Если страховка полная, без франшизы и покрывает основные риски, в том числе повреждения стёкол, колёс, днища автомобиля, то стоимость аренды ожидаемо окажется выше проката с более урезанный страховым полисом.
- Типа, класса и комплектации автомобиля. Стоимость аренды авто в Турции зависит от того, берём ли мы напрокат малолитражку или более вместительный автомобиль, на механической коробке передач или автоматической, с дизельным двигателем или бензиновым.
- Места приёма и сдачи авто. За приём и возврат автомобиля в одном и том же месте (офисе, отеле, аэропорту и т.д.) заплатим одну цену. А вот One Way аренда (если взять машину напрокат, к примеру, в Анталии, а сдать уже, скажем, в Алании или Мармарис) во многих компаниях Турции, как правило, обойдётся дороже.
- Способа бронирования. Раннее бронирование через интернет чаще всего оказывается выгоднее аренды по принципу «здесь и сейчас» на месте.
Поэтому, понятно, лучше ориентироваться не на некую абстрактную стоимость, озвученную «экспертами» из интернета или друзьями, недавно отдохнувшими в Турции, а на цены, актуальные на данный момент, и главное, соответствующие нашим запросам на предстоящий отдых. Изучаем их, в первую очередь, в таких системах онлайн-бронирования авто, как localrent.com, где представлены местные прокатные компании (на одной странице можно сравнить разные предложения). Как вариант, узнать, сколько стоит аренда машины в Турции можно на:
- Discover Cars (Реклама. Discover Car Hire Ltd.. ИНН LV40103690968);
- Economybookings.com (Реклама. Booking Group Corporation SIA. ИНН 40103394295);
где наряду с местными можно найти предложения крупных международных компаний, также широко представленных в Турции.
Сэкономить можно на классе авто, комплектации, сроке аренды. Но ни в коем случае не рекомендую экономить на страховке. Машины за границей арендую ни один десяток лет, случалось всякое, и регулярные проколы колеса, и разбитое лобовое стекло, и оторванное зеркало, и бампер под замену. Ездил бы без страховки, уже бы разорился. И да, не стоит думать, что такое на отдыхе может случиться с кем угодно, но только не со мной. Прокат авто в Турции - это особая составляющая яркого, запоминающегося отдыха. Есть ли смысл портить этот отдых попыткой сэкономить? Я бы не стал.
Страховка
Аренда автомобиля в Турции обязательно должна быть застрахована. И арендовать авто лучше с полной страховкой, покрывающей основные риски. «Полная» - понятие условное, каждая компания её называет по-своему, но смысл везде примерно одинаковый. Тут даже важнее понимать, что полной она должна быть не на словах (рекламных слоганах, в разговоре по телефону), а в договоре аренды - юридически значимом документе.
К примеру, не каждая «полная страховка» покрывает риски повреждения колёс и стёкол. Есть страховки, которые, напротив, покрывают большинство известных рисков, но оформляются с франшизой. С одной стороны, ничего страшного во франшизе нет, да и стоит такая страховка дешевле. С другой, надо понимать, что это вообще такое, как франшиза работает и главное, что в случае наступления страхового случая определённую сумму для покрытия ущерба придётся заплатить из своего кармана.
Франшиза устанавливает максимальную ответственность арендатора. Например, в договоре прописана франшиза в 10 тыс. турецких лир. При ущербе, нанесённом автомобилю, меньшем установленной суммы, скажем, 7 тыс. лир, всю сумму придётся заплатить из собственных средств (т.к. она меньше оговоренной франшизы). Если же ущерб больше, к примеру, 70 тыс. лир, то арендатор будет обязан выплатить 10 тыс. лир (максимум, установленный франшизой), остальной ущерб (60 тыс. лир) покроет страховая компания. Иными словами, при наступлении страхового случая арендатор будет обязан покрыть ущерб в размере, меньшем или равном установленной франшизы, но не большем.
В итоге, лучше ориентироваться не на красивые слова типа: «Полная», «СуперЭкстра», «Всё включено», а на понимание, что конкретно в себя будет включать та или иная страховка, какие риски будет покрывать, при каких условиях и за какую цену, и устраивает ли это нас.
Пробовал разные варианты, пришёл к тому, что теперь машину в прокат беру только со страховкой без франшизы, помимо стандартных рисков, покрывающей повреждения колёс и стёкол. Да, это более дорогостоящая аренда, но на отдыхе хочется отдыхать, а не решать неприятности, случись чего. Тем более, в другой стране. Друзья, наоборот, осознавая определённые риски, всегда арендуют авто с франшизой. К счастью, их путешествия обходились без происшествий.
Оплата аренды
Чаще всего, она включает в себя:
- Предоплату. Часть суммы, которая вносится для того, чтобы забронировать нужный автомобиль на определённую дату, по цене, актуальной на момент внесения предоплаты. Чаще всего используется при онлайн-бронировании или заказе авто на месте на определённый день.
- Оплату аренды. Внесение полной суммы во время подписания договора. Если ранее была внесена предоплата, то общая стоимость аренды, понятно, уменьшится на размер предоплаты.
- Депозит. Взимается дополнительно в качестве залогового платежа. В случае безаварийной езды, соблюдения правил проката и правил дорожного движения депозит вернётся арендатору в полном объёме по окончании аренды. В противном случае прокатная компания оставляет за собой право удержать часть суммы или весь депозит на возмещение ущерба в рамках франшизы, оплату штрафов за нарушение ПДД и т.д.
Важный момент! В Турции есть платные дороги (некоторые мосты и тоннели, скоростные автомагистрали). Оплата проезда происходит в автоматическом режиме путём считывания информации по номеру авто, с транспондера или стикера HGS. Списание средств происходит со специального счёта, но опция эта должна быть активирована заранее. Поэтому, если планируется проезд по платным дорогам, обязательно предупредите об этом представителя прокатной компании до подписания договора. Уточните, доступна ли вообще такая возможность, каковы цены, как будет производиться оплата и т.д.
Как платить, картой, наличными?
Несмотря на то, что прокатные компании традиционно предпочитают оплату кредитной картой, в Турции многие фирмы идут россиянам навстречу и готовы брать деньги за аренду, даже удерживать депозит при помощи дебетовых карт или наличными. Всё индивидуально, поэтому лучше уточнять порядок оплаты в каждой компании отдельно.
Мне сейчас проще предоплату вносить банковской картой (как минимум, через localrent.com такая возможность точно есть), а остальную сумму и депозит - уже наличными на месте.
Есть прокатные компании, как правило, местные, которые не взимают предоплату, не удерживают депозит, обещают оформить страховку без франшизы. Предложение заманчивое, согласен. Но никогда не мог понять, почему эти фирмы готовы работать с такими рисками для себя. А проверять на себе как-то не рискнул.
Какую машину арендовать?
Зависит от того, каким составом планируется путешествие, насколько далёкими будут поездки, имеются ли навыки управления авто с механической коробкой передач или только на автомате.
Для непродолжительных поездок вдоль побережья, по магазинам в составе двух-трёх человек вполне можно обойтись малолитражкой. Она более экономичная, компактная (удобней парковаться) и её аренда будет стоить дешевле.
Если планируется путешествие бо́льшим составом и на большие расстояния, то есть смысл подумать об аренде автомобиля классом выше с более мощным двигателем и просторным салоном.
Бензиновый автомобиль выбрать или дизельный? Тут немного запутанная история. Стоимость дизельного топлива и бензина в Турции не сильно отличаются друг от друга. Но из-за того, что дизельный двигатель экономичнее бензинового, при равных пробегах он будет тратить меньше топлива. С одной стороны, налицо определённая экономия. С другой, она становится не столь существенной из-за того, что сама по себе аренда дизельного автомобиля в Турции обойдётся дороже бензинового. И сэкономить получится только при больших пробегах. А для этого в большинстве прокатных фирм придётся дополнительно заплатить ещё и за снятие ограничения по пробегу. Вот и выходит, что сэкономить, арендуя дизельный автомобиль, можно только при действительно больших пробегах. Стоит оно того или нет, нужно рассчитывать индивидуально, исходя из личных планов и предстоящих поездок.
С автоматической коробкой передач или на механике? Тут всё упирается исключительно в личные умения и пожелания. Но стоит понимать, что прокат авто на автомате обойдётся дороже аренды машины на механике (в среднем, раза в полтора).
Седан или внедорожник? Дело вкуса. Лично мне по обычным дорогам комфортнее путешествовать на седане, хэтчбеке или кабриолете. Внедорожник арендую редко, ненадолго (на день, максимум, два), исключительно под поездку на бездорожье. Делаю это только с письменного разрешения прокатной фирмы, т.к. далеко не каждая страховка в Турции покрывает выезд за пределы оборудованных дорог.
Многие страховые компании запрещают выезд за пределы оборудованных дорог. Вне зависимости от типа автомобиля, будь то седан, SUV или полноценный внедорожник. Ущерб, причинённый автомобилю на грунтовой дороге придётся возмещать из собственных средств. Можно ли выезжать на бездорожье Турции или нет, лучше уточнять до заключения договора аренды.
Осмотр авто перед прокатом
Перед подписанием договора обязательно осмотрите машину на предмет повреждений, работоспособности узлов, соответствие заявленным характеристикам. Не поддавайтесь на уговоры из разряда: «Не волнуйтесь, обо всех проблемах знаем». Машину сдаёт один человек, принимать может другой. Все недочёты, повреждения фотографируйте, обязательно вносите в договор и только после этого его подписывайте. Сначала осмотр авто, только потом подписание договора. Ни в коем случае не наоборот. На что обратить внимание:
- Внешние повреждения: царапины, сколы, вмятины, отсутствие деталей, колпаков, накладок и т.д.;
- Салон автомобиля: на отсутствие явных повреждений, наличие основных деталей, чисто ли внутри;
- Наличие заказанных опций: детское сидение, Wi-Fi модем, магнитола с Bluetooth и т.д.;
- Важно проверить работоспособность основных узлов авто: фары, стоп-сигналы, габариты, поворотники, индикацию уровня топлива, масла и температуры двигателя, по возможности, рулевое управление и тормоза;
- Соответствие реального уровня топлива с заявленным в договоре. Обычно возвращать автомобиль нужно с тем же уровнем топлива, с которым он был взят, точнее, указанным в договоре, если не оговорено иное. Если при сдаче авто топлива окажется больше, проблем не возникнет. А вот за его нехватку придётся доплатить. Неудобно, когда машину сдают с почти пустым баком. Нужно сразу искать заправку, да и по окончании аренды сложно рассчитать, сколько залить топлива, чтобы доехать до компании, не заглохнув по дороге, и не переплатить, сдав с тем же количеством топлива. Откровенно, не самый лучший вариант, но и расстраиваться не стоит, просто нужно быть к нему готовым.
Прокат авто в Турции, да в принципе, где угодно - это ответственность за чужое имущество. И все незафиксированные в договоре повреждения легко могут стать "нашими". Потом уже никому ничего не докажешь, в договоре же ничего не отмечено. Многое, конечно, зависит от порядочности прокатной компании, но проверять такие вещи на отдыхе я бы не стал. Лучше все недочёты отмечать в договоре на стадии приёмки авто в прокат.
Что ещё нужно знать?
Дороги
В Турции хорошие дороги, ездить по большинству из них - одно удовольствие, особо много времени на адаптацию не понадобится. Максимум, немного придётся привыкнуть к манере вождения местных жителей (резкие разгон и торможение, частые повороты без включения поворотников и т.д.). На горных дорогах традиционно стоит проявлять повышенную внимательность и осторожность.
Дорожные знаки
В основном на дорогах используются привычные международные знаки, за исключением знака STOP. Часто в Турции можно встретить его аналог: DUR – знак той же формы и цвета, что и STOP, так же запрещающий движение без остановки. Это, пожалуй, единственное отличие, на которое действительно стоит обратить внимание.
Заправки
Заправок в Турции много, качество топлива на них отличное. Цены на разных заправочных станциях могут отличаться, и во многом это зависит от их расположения. На популярных трассах, автомагистралях, курортах заправок больше, но и цены там выше. В горах, отдалённых деревнях топливо стоит дешевле, но заправок там уже заметно меньше. Поэтому, перед путешествием в горы есть смысл заправить полный бак и сделать это лучше заранее. Однажды так оставил заправку на потом, поехали в горы. Расход топлива в горах совсем другой. На обратном пути включился индикатор низкого уровня топлива. Ближайшая по навигатору заправка в 15 км, вся дорога в гору. Это сейчас смешно вспоминать, а тогда: вокруг ни души, сотовая связь работает через раз. Совсем вот как-то не хотелось застрять с непонятными перспективами.
Определённые сложности на заправке может вызвать языковой барьер. Особенно, если персонал разговаривает только на турецком языке. Не проблема, можно на листочке или экране смартфона написать вид топлива и количество, которое нужно залить. Вас обязательно постараются понять.
Расплатиться на заправочной станции можно, как банковской картой, так и наличными.
В Турции есть и автоматические заправки, но я их пока опасаюсь. Был неудачный опыт, правда в Греции, когда перепутал и вместо бензина оплатил дизель. Проблему пришлось решать через службу поддержки по телефону - то ещё удовольствие, особенно на другом языке.
Парковки
Чаще всего проблемы с парковкой возникают в крупных городах Турции. Бесплатно машину можно попробовать припарковать возле крупных супермаркетов или городских парков. Но обычно там очень сложно найти свободные места, особенно в туристический сезон.
Платные парковки в Турции делятся на муниципальные и частные. Частные дороже муниципальных, зато на них почти всегда можно найти свободные места. Первые 15 минут на платной парковке можно стоять бесплатно.
Правила и штрафы
Штрафы за нарушение ПДД в Турции не такие высокие, как в Европе, но тоже весьма ощутимые. Полиция здесь строгая, но на некоторые незначительные нарушения со стороны туристов, со слов очевидцев (сам стараюсь не нарушать ПДД), полицейские могут закрывать глаза, ограничиваясь предупреждением. Не нужно этим злоупотреблять. Тем более, не стоит предлагать полицейскому решить вопрос без квитанции. Это только усугубит ситуацию и создаст уже реальные проблемы. При оплате штрафа в первые 15 дней предоставляется скидка 25%.
Нарушение скоростного режима в Турции фиксируется автоматическими комплексами, здесь избежать штрафа точно не удастся.
Обязательно уточняйте, где в данный момент получится оплатить штраф. Условия меняются. Если раньше российские туристы могли сделать это разными способами, в том числе и в банке, то в момент написания статьи оплатить штраф была возможность только в местной налоговой инспекции. Повторю, условия меняются, данный момент лучше уточнять на месте.
За рулём запрещены телефонные разговоры, в машине все без исключения должны быть пристёгнуты ремнями безопасности, детей младше 12 лет и ростом ниже 1.5 метров разрешается перевозить только на заднем сиденье. Допустимая норма алкоголя в крови в Турции не должна превышать 0.5 промилле.
Вообще, лучше придерживаться золотого правила: ни на кого не смотрим, слепо соблюдаем ПДД. Ориентироваться на местного, разворачивающегося через двойную сплошную или проскакивающего на красный, точно не стоит. Не нужно нервничать и торопится, если вдруг, пропуская на пешеходном переходе человека, сзади услышишь сигнал клаксона. Не нужно лететь с превышением скорости, видя, как это делают остальные, особенно в горах. И тогда всё будет хорошо!
Автор: Алексей