Легендарный паровоз «Победа», он же Лебедь, он же Лебедянка, он же советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0 (одна независимая бегунковая колёсная пара и пять движущих, связанных одной рамой), он же паровоз Л с номером 4514 (Л-4514) 1952 года выпуска сегодня (21 ноября 2020 г.) радовал детей и взрослых на станции Новоиерусалимская (Рижское направление). Да так радовал, что один взрослый от впечатлений даже чуть не покалечился, с уже до того повреждённым коленом падая с горки :)
Без преувеличения, паровоз Л - настоящая легенда, одна из лучших советских машин, за десять лет производства (с 1945 г. по 1955 г.) выпущенная в количестве 4199 единиц. Кстати, именно паровоз Л официально носил имя «Победа». А свои неофициальные названия: «Лебедь» и «Лебедянка» он получил позже, уже в народе, поскольку разрабатывался на ВНИИЖТ и Коломенском заводе под руководством советского инженера-локомотивостроителя, главного конструктора Лебедянского Льва Сергеевича и инженера-теплотехника, академика Академии Наук СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Сыромятникова Сергея Петровича. Кстати, Л - не от того, что паровоз стал, действительно, легендарным, а своё имя он получил от первой буквы фамилии главного конструктора. Цифра 4199 за 10 лет по-настоящему впечатляет, это было, на самом деле, одно из самых массовых производств и, быть может, именно благодаря этому даже до наших дней удалось сохранить на ходу, в очень хорошем состоянии несколько экземпляров этого впечатляющего чуда техники!
Вообще, я с детства увлекался железными дорогами, ж/д инфраструктурой, да всей этой романтикой, в общем. В подростковом возрасте у меня была импортная модель железной дороги 1:87. Мы вместе с папой клеили домики, деревья, ж/д станции, создавали самые настоящие города, между которыми курсировали наши маленькие поезда. Был у нас, и пассажирский поезд, и товарный. Иногда переформировывал составы, добавляя пассажирский вагон к товарному поезду или, наоборот, почтовый вагон подцепляя к пассажирскому составу. Бывало, эту модель не разбирал неделями, постоянно добавляя что-то новое, после уроков представляя себя машинистом тех поездов. Потом как-то подкралась юность, стал чаще ездить к бабушке в Нахабино, жили не так далеко от железнодорожного депо, где с друзьями на расстоянии завороженно наблюдали за тем, как формировались настоящие электропоезда, сцеплялись, расцеплялись вагоны, как из какого-то хаоса рождалась электричка, готовая перевозить сотни людей. Интересно было всё, как переключаются светофоры (на какой по счёту колёсной паре), за сколько километров до переезда должен находиться поезд, чтобы на переезде зажёгся красный свет и опустился шлагбаум. Однажды даже удалось на совершенно легальном положении прокатиться в кабине электрички ЭР2Р (производства ещё Рижского Вагоностроительного завода). В принципе, всё детство был уверен в своей будущей профессии. Правда, потом что-то пошло не так и профессия была выбрана в совершенно ином направлении, но всю эту железнодорожную романтику любить совсем не перестал. Уже, будучи взрослым, продолжал бегать с детьми к «железке», и так же завороженно ждать, когда мимо пронесётся современный «Сапсан», «Стриж» или «Ласточка».
Ждали, конечно, и старые паровозы, ждали годами, но что-то вечно не везло. То увидишь его из окна помещения на почтенном расстоянии, то на переезде, стоя в 300 метрах от ж/д переезда и пропуская красавца, на всех парах, несущегося в сторону Москвы. То, копаясь наусадебном участке, услышишь вдалеке узнаваемое «Чух-чух-чух-чух-чух, У-у-у-у-у». Совсем недавно, проезжая поздно вечером мимо станции Новоиерусалимская, заметили клубы пара, взмывающие в небо. Пока развернулись, подъехали к станции, паровоз успел умотать. И ладно бы я один такой помешанный был на всей этой технике. Ирине (как человеку, тоже рождённому в СССР, залипающему по старой технике, раритетным автомобилям, архитектуре тех лет) тоже давно хотелось увидеть старый паровоз. Естественно, интереснее увидеть его на ходу, в своей стихии, а не стоящий на приколе в музее. Она их вообще никогда не видела, даже издалека, только в кино. В общем, ситуация чем-то напоминала сюжет фильма «Французский поцелуй», когда героиня Мег Райан мечтала увидеть Эйфелеву башню, но всё время ей что-то мешало, то она в нужный момент отвернётся, проезжая мимо, то что-то загораживало башню. Вот и у нас так же, то где-то паровоз слышим, но не знаем, где он, то не успели развернуться и добежать :) А вот сегодня, собираясь выехать по делам в час дня и выехав прочти в три (пока расчистили выезд от снега, поиграли в снежки с Вафи), проезжая мимо станции Новоиерусалимская, снова увидели клубы пара. Ну всё, в этот раз точно не уйдёшь от нас, потому что поворот на станцию - вот он, не успели мы его в этот раз пролететь :) И да, там стоял он - красавец, паровоз Л-4514! Почему-то с прицепленной цистерной, но это уже нюансы. На борту красуется серп и молот, СССР, Ю-Вост. Ж.Д., Л-4514, а спереди красная звезда!
Открываем справочник, ищем паровоз Л за номером 4514 и узнаём, что выпущен он был в 1952 году на Ворошиловградском заводе. Фантастика, паровозу на этот момент, либо исполнится, либо уже исполнилось 68 лет, а он такой бодрый, в таком состоянии! Не побоюсь этого слова - сногсшибательный, причём, в прямом смысле этого слова (посмотрите видео и сами всё поймёте :))
Ох, этот звук, мощь, пар во все стороны, машинист, поприветствовавший Ирину, падающий я :) Фантастика, нам удалось увидеть легенду так близко, каждой клеточкой прочувствовать вибрацию воздуха, услышать этот неповторимый чух-чух-чух-чух-чух разгоняющегося паровоза. Дальше, в принципе, слова заканчиваются. Это просто надо хоть раз своими глазами увидеть, это наша история, это что-то нереально крутое. Кстати, теперь появилась новая мечта - прокатиться внутри, но это пока только мечта!..
Алексей