Недолго нам посчастливилось пожить в квартире в относительной тишине, снова появились шумные соседи, теперь снизу. Началось всё с того, что однажды утром проснулись в холодном поту от внезапно загремевшего перфоратора в потолок. А после того, как ремонт закончился, снизу с завидной регулярностью стали доноситься звуки, то громко-работающего телевизора, то музыки. Да так, что мы перестали слышать свой телевизор. В общем, решили сообщить об этом соседям, активно участвующим в распространении этого шума.
Да, дом у нас панельный, довольно старый, звуки в нём распространяются по каким-то своим законам. Порой мы невольно узнаём, в каком настроении пришёл с работы сосед, проживающий вообще в другом подъезде. Бывало, что приходилось слушать музыку сомнительного качества от дамы, отрывающейся после трудовых будней двумя этажами выше. Понимаем, это одна из особенностей старых панельных многоэтажек, она напрягает, но с годами смирились. И тут новый «подарочек» - ещё более шумные соседи снизу, не понимающие, что их телевизор абсолютно неинтересно слушать соседям вокруг. Да даже не столько телевизор напрягал, сколько музыка, от которой у нас, честное слово, начиналось кровотечение из ушей. Думали, может и правда, люди не подозревают о том, как доставляют неудобство соседям, чем злиться, лучше, наверное, пойти и сообщить им об этом. Не долбить в стену, как это, к слову, неоднократно делали наши коллеги по несчастью, не ругаться, не ставить ультиматумов, а просто уведомить.
Короче, дело было вечером. Во время прослушивания соседями снизу очередного музыкального "шедевра", спустился на этаж ниже, звоню в дверь, никто не открывает. Дожидаюсь окончания песни, снова нажимаю на звонок, дверь открывается и начинается очень странный, местами сюрреалистичный разговор (дословно, естественно, не помню, но смысл такой):
- Я вас слушаю!
- Здравствуйте! Я ваш сосед сверху, пришёл познакомиться и сказать вам, что, к сожалению, мы слышим вашу музыку и громко-работающий телевизор настолько хорошо, что иногда не можем разговаривать друг с другом.
- И что дальше?
- Ничего. Я просто пришёл сообщить вам об этом. Возможно, вы просто не представляете, насколько в этом доме разносятся звуки.
- Я? Прекрасно представляю, а вы сейчас сделали так, что мой кот убежал на лестничную клетку. Короче, что Вы от меня хотите?
- Я пришёл не хотеть и не требовать, а просто уведомить.
- Тогда я уведомляю, что буду смотреть телевизор так, как мне это комфортно. И вообще, мне мешает ваша собака, которая громко топает.
- Наша собака? Да она до шести килограмм весу не дотягивает, насколько громко она может топать? Знаете, на самом деле, мы, пережив в этом доме ни одних шумных соседей, наученные горьким опытом, стараемся соблюдать негласные правила «общежития» и не шуметь, не доставлять дискомфорта, особенно соседям снизу. Всегда детям указывали, мол, не топайте, соседям будете мешать. Получается, если к нам не получается придраться, то можно сделать крайней маленькую собаку?
- Я, кажется, донёс свою позицию, научите собаку не топать, сделаю телевизор тише.
- Жаль, вижу, что разговор у нас не заладился. Я всё понял, всего доброго. Не хотелось, но, видимо, придётся-таки решать вопрос по-другому.
- Интересно, как?
- Ну, закон о тишине, например, никто не отменял.
- Наступит 11 часов вечера, я пойду спать.
- Да, но до одиннадцати ваши соседи, получается, не могут отдохнуть после работы?
- Я не виноват, что мы живём в таком доме, в котором всё слышно.
- Воооот, я и говорю, особенности нашего панельного дома таковы, что мы очень хорошо вас слышим. Именно вас, не других соседей, а вас. Поэтому я и пришёл, не ругаться, не требовать, а просто сообщить об этом.
Тут из шума из комнаты, откуда всё это время доносились звуки, то громко работающего телевизора, то сомнительных песнопений выходит второй сосед и в более агрессивной манере заявляет мне:
- Зачем вы пришли, почему вы нам указываете, как жить, почему мешаете мне музыку днём слушать?
- Извините?
- Что вы мне начинаете в потолок долбить, когда я включаю музыку?
- А вам не приходила в голову мысль, что вы не только нам мешаете, а у вас, к примеру, тоже есть соседи снизу, по бокам? Я слышал, как вам стучат в стену, по батареям и спешу сообщить, что это делаем не мы, хотя иной раз очень хочется таким образом дать понять, что в те моменты вы очень шумные.
- Я слышал, что стук доносится именно сверху, значит, это делаете вы.
- А я говорю, что не я и даже спорить на эту тему не хочу. Разговор вообще не об этом, а о том, что даже сейчас нам сложно разговаривать по той причине, что у вас снова громко работает телевизор.
- В таком случае ваша собака слишком громко топает! Особенно ночью, когда я ложусь спать. Не получается уснуть, потому что всю ночь она топает.
- Наша собака ночью спит, максимум, один раз за ночь может спрыгнуть с кресла на ковролин, пойти поесть, вернуться и до утра отключиться.
- Кстати, позавчера вы производили какие-то работы ночью и не давали спать.
- Какие ещё работы?
- Не знаю, чем-то стучали, что-то пилили.
- Ну в таком случае, вынужден расстроить, позавчера и днём ранее мы вообще уезжали и ночевали в другом месте, что, кстати, можем доказать.
- В любом случае, своим топотом ваша собака мешает мне ночью спать.
- Ладно, не вижу смысла далее продолжать разговор, особенно, если в качестве претензий пошли такие «неоспоримые» аргументы.
- Мы будем жить так, как нам комфортно, понятно? И никто нас не сможет заставить делать иначе.
- Я и не собирался никого заставлять. Обратите внимание, я пришёл с миром, познакомиться, сообщить об акустических особенностях нашего дома, о которых вы, возможно, даже не задумывались.
- Ну вот мы вам тоже сообщаем, научите собаку не топать, сделаем телевизор и музыку потише!
- Ладно, я всё понял, до свидания!
- До свидания.
Занавес!
И вот интересно, что руководило этими людьми во время разговора? Почему нельзя было просто поговорить, зачем начинать ставить себя выше других? Или моя вежливость была воспринята, как трусость и безысходность? Ну о каком комфорте может идти речь, если все мы живём в многоквартирном доме. Я ведь тоже люблю громко послушать музыку, на мощных колонках с сабвуфером. Но не делаю этого, ни в машине, когда куда-то еду, ни, тем более, в нашей панельной многоэтажке, потому что своим «комфортом» я могу сильно ограничить комфорт других людей. Кто-то хочет отдохнуть после работы, выспаться перед ночной сменой, у кого-то маленькие дети, лежачие больные, почему все они должны слушать то, что нравится мне, но может не понравиться им?
Искренне жаль, что, как я не старался, конструктивного и добрососедского разговора у нас не получилось. Обидно, что крайней попытались сделать собаку, которая даже не лает, когда остаётся в квартире одна (неоднократно узнавали у соседки по лестничной клетке, переживая, что Вафи могла лаять и мешать ей), а по квартире передвигается, по большей части, по ковролину. Тем не менее, после той беседы наши некогда шумные соседи снизу стали смотреть телевизор и слушать музыку на значительно меньшей громкости. Что ж, и на том спасибо.