Поговорим подробнее про отличие кэшбэка от скидки, но прежде приведём простой пример: можно совершить покупку товара со скидкой и оплатить её банковской картой, на которую ещё дополнительно будет начислен кэшбэк. Двойной дисконт? С одной стороны, так и есть. Но некоторые отличия, всё же, существуют. И вообще, если всегда были скидки, зачем ещё придумали кэшбэк? Да, и так, и так мы экономим деньги. Но механизмы этой экономии разные, да и выгодно это, поверьте, не только нам. Поэтому, лучше в них немного разобраться. Так чем же, всё-таки, кэшбэк отличается от скидки?

Чем кэшбэк отличается от скидки?

1. По сути, скидка - это сразу сэкономленные деньги. Кэшбэк - возврат части средств (процент от потраченной суммы) в виде денег, баллов, миль и т.д. - не всегда моментальный.

Пример. У нас имеется 50 тыс. рублей. Купив телефон стоимостью 50 тыс. рублей со скидкой 10%, мы экономим 5 тыс. рублей, на которые сразу можем докупить, к примеру, чехол, защитное стекло или карту памяти. Покупая этот телефон за полную стоимость, но с кэшбэком в 10%, мы заплатим за него 50 тыс. рублей, а уже только потом нам вернётся кэшбэк в размере 5 тыс. руб. То есть, в момент покупки у нас физически не останется средств для покупки дополнительных аксессуаров. Хотя, в конечном итоге, и в том, и в другом случае мы экономим 5 тысяч рублей. Это что касается отличия. Возможен и третий, более интересный вариант - совершить покупку, и со скидкой, и дополнительно вернув кэшбэк с потраченной суммы. То есть, заплатив за телефон 45 тыс. рублей, ещё и вернуть кэшбэк 4500 руб. (10% от потраченных 45 тыс. рублей), в конечном итоге сэкономив 9500 руб.

2. Скидка - это экономия реальных денег. Кэшбэк же может возвращаться, как деньгами, так и баллами, бонусами или, к примеру, авиационными милями. Всё зависит от выбранной программы, конкретной карты, определённого банка. Раньше у меня была дебетовая карта, кэшбэк на которую начислялся в виде бонусов, расплатиться которыми я мог только в определённых магазинах, что не очень удобно. Сейчас обзавёлся двумя банковскими картами другого банка:

  • Дебетовая Tinkoff Black - кэшбэк по которой возвращается реальными деньгами;
  • Кредитная Tinkoff ALL Airlines - кэшбэк по которой начисляется в виде авиационных миль (ими можно компенсировать стоимость авиабилетов).

О том, как я их комбинирую, дополнительно зарабатывая на процентах, да и в принципе, об обеих картах более подробно рассказал тут: Бесплатные авиабилеты за обычные покупки.

3. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда скидки, скажем, на мясо действуют в одном магазине, на молочную продукцию в другом, на овощи в третьем. Чтобы всё купить со скидкой, приходится посещать несколько магазинов - это неудобно. С кэшбэком проще - сейчас существует множество разных банковских карт, которые возвращают кэшбэк с полной суммы покупки, а не конкретных товаров. Ну, то есть, купили всё необходимое в одном магазине и получили кэшбэк в виде процента от всей потраченной суммы. Технически получается, что в этом случае мы все товары купили с определённой выгодой. Но только тогда не вижу смысла выбирать такие карты (а я с похожей столкнулся в прошлом году), по которым кэшбэк начисляется только за покупки определённых групп товаров, да с массой оговорок и запутанными правилами, что-то типа в третью среду месяца, на полнолуние (шутка, конечно, но доля правды по части запутанных условий есть). Возвращаясь к моей нынешней карте Tinkoff Black, почти за все покупки я гарантированно получаю денежный кэшбэк в виде 1% от общей суммы покупки (исключение составляет оплата коммуналки, услуг связи, интернета и т.д.). При покупке у партнёров кэшбэк может доходить и до 20-30%. А так, например, в июне мне был предоставлен персональный кэшбэк 3% на покупки в популярном сетевом супермаркете формата «у дома». Когда было лень бегать по разным магазинам, все продукты покупал в одном месте (естественно, какие-то выбирал и по скидке), оплачивал этой картой, за что получал кэшбэк 3% реальными деньгами. Когда на «блэке» нет привлекательных предложений, для оплаты использую кредитку ALL Airlines, по которой за все покупки (тоже с исключениями в виде оплаты коммуналки, услуг связи, интернета и т.д.) начисляется кэшбэк 2% от потраченной суммы, правда, в виде авиационных миль (с курсом: 1 миля = 1 рубль).

4. В принципе, давно задаюсь вопросом, чем кэшбэк отличается от скидки. Ну, то есть, скидки появились гораздо раньше, это было удобно, зачем ещё было придумывать кэшбэк? Видимо, для дополнительного стимулирования к совершению покупок:

  • Для магазина, как я предполагаю, скидка - инструмент для привлечения покупателя. Ну, то есть, придя в магазин, например, за мясом по скидке, заодно чего-нибудь куплю и за полную цену. Иными словами, скидки стимулируют меня совершать покупки в конкретном магазине. Ещё важно не попадаться на уловки некоторых нечестных продавцов, которые могут поставить скидку на товар с заведомо завышенной ценой.
  • Кэшбэк же, по личным ощущениям, помогает чуть легче расставаться с деньгами. Часто подкупает это: «представь, сколько за эту покупку вернётся денег кэшбэком, даже, если она не по скидке». Ну, то есть, если товар продаётся за полную стоимость, я бы не стал торопиться, но кэшбэк, скорее всего, подтолкнёт меня к тому, чтобы покупку всё же совершить.
  • В последнее время набирает популярность кэшбэк, начисляемый не банком, а самими магазинами. В принципе, магазины уже давно своим клиентам предлагают карты лояльности, дисконтные карты и т.д., на которые начисляются баллы за покупки, бонусы, иногда они дарятся просто так, в честь чего-то там. Нередко к подарку прилагается условие, что-нибудь вроде: "Успей потратить подарочные баллы до конца недели". Думаю, нет смысла объяснять, зачем это делается. Сейчас заметил, что изрядно приевшееся слово "баллы" стало постепенно вытесняться более модным словом "кэшбэк". Честно, пока не очень понимаю, в чём разница, зато прекрасно осознаю, что мне снова захочется вернуться в тот же магазин, чтобы потратить этот кэшбэк (баллы, бонусы - не важно) на следующую покупку. И честно? В данном случае, я бы лучше предпочёл старую добрую скидку - моментальную выгоду, которая, к тому же, никак не привязывает меня к конкретному магазину.
  • А ещё бывает, что со скидкой магазин может выставить товар, срок годности которого скоро подойдёт к концу. В этом случае я предпочту покупку более свежего товара в другом магазине, не по скидке, но получив за эту покупку кэшбэк и, по сути, тоже сэкономив.

К чему я вообще завёл весь этот разговор? Да просто сейчас (да и не только сейчас) "ритейл" всеми силами борется за покупателя, привлекая всякими там акциями, баллами, кэшбэками, скидками. Всегда ли нам получается сэкономить? Конечно же, нет. Иной раз случались такие провалы, что самому перед собой становилось стыдно. К примеру, купишь товар по скидке, а чуть позже узнаёшь, что в соседнем магазине он был дешевле даже без дисконта. Или находишь гаджет в магазине, предлагающем повышенный кэшбэк, но понимаешь, что сам гаджет стоит дороже, чем у конкурентов. Но если к покупкам подходить с холодным расчётом, удаётся очень хорошо сэкономить. Вот именно поэтому и нужно понимать отличия кэшбэка от скидки, а также, для чего всё это придумано (конечную цель всех этих привилегий). В общем, если хочется реально сэкономить (особенно, совершая крупную покупку), то есть смысл немного подготовиться, и в идеале:

  • Изучить средние цены на определённые товары, чтобы понимать, где предоставляется реальная скидка, а где хитрят. Если речь идёт о покупке техники, не лишним будет посетить сайты дилеров, различных магазинов, агрегаторов и сравнить цены. С покупкой продуктов ещё проще. Сейчас полно удобных приложений для смартфонов (мы, например, пользуемся сервисом Едадил), в одном месте собирающих актуальную информацию о скидках в разных магазинах. В крайнем случае, можно полистать интернет-каталоги со скидками на сайтах или в приложениях супермаркетов;
  • Понять, столь ли выгоден повышенный партнёрский кэшбэк на покупку в определённом магазине и не завышены ли в нём цены относительно других магазинов, в которых такой «жирный» кэшбэк не предлагается;
  • Если есть возможность, выбирать повышенный кэшбэк на определённые категории товаров, ориентируясь на предстоящие покупки. Ну или, наоборот, подогнать свои покупки под выбранные категории. Например, на предстоящий месяц по карте Tinkoff Black среди прочих появилась возможность выбора категории "Автоуслуги" с кэшбэком 5%. Значит, дорогостоящий инспекционный ТО автомобиля с заменой ремня ГРМ постараюсь провести в этом месяце и получить 5% возврата с потраченной суммы;
  • К слову, о картах. Банковскую карту с функцией кэшбэка лучше выбирать конкретно под свои требования, а не руководствуясь советами рекламы, "экспертов" из интернета, таксиста и т.д. Лично мне больше нравятся те карты, которые почти со всех покупок возвращают, пусть и не самый впечатляющий, зато гарантированный кэшбэк, вдобавок предоставляющие возможность совершать покупки и с повышенным возвратом. Кто-то, возможно, выберет карту с более выгодным возвратом, но только на определённые категории товаров, которыми чаще всего пользуется. Благо, вариантов сейчас масса.
  • В итоге, купить товар там, где даётся честная скидка, оплатив покупку банковской картой, на которую вдобавок вернётся и кэшбэк. Словом, выгодней всего объединять скидку и кэшбэк. Ну и не забывать вовремя списывать накопившиеся баллы.

Но делать это надо, повторю, с умом, важно не терять голову и понимать, что скидки и кэшбэки выгодны не только нам. Вот тогда-то, при грамотном подходе, понимании всех механизмов и холодном расчёте получится по-настоящему сэкономить, не потеряв в качестве приобретаемого товара.

Автор: Алексей

Для обеспечения корректной работы наш Сайт использует файлы Cookies. Продолжая пользоваться данным Сайтом, Вы полностью соглашаетесь с Политикой конфиденциальности данного Сайта.